МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОЕКТ ПРИКАЗА
Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов
В соответствии с частью 7 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6991; 2014, № 26, ст. 3366) и пунктом 1 перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. № 290 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 17, ст. 2056), приказываю:
Утвердить прилагаемые особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов.
Министр М.А.Топилин
Утверждены
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от ____________ ____ г. № _____
Особенности проведения специальной оценки условий труда
на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов
I. Общие положения
1. Специальная оценка условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов (далее соответственно – рабочие места, члены экипажа, суда) осуществляется в соответствии с Методикой проведения специальной оценки условий труда1 с учётом настоящих Особенностей.
II. Особые требования к экспертам и иным работникам организации, проводящей специальную оценку условий труда
2. Эксперты и иные работники организации, проводящей специальную оценку условий труда, непосредственно участвующие в проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, должны пройти обучение (инструктаж) по вопросам безопасности и охраны труда, обязательный для всех членов экипажа.
3. Деятельность экспертов и иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, по проведению исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляется под контролем руководителя судовой службы (старшего механика, старшего помощника капитана).
III. Особенности формирования комиссии по проведению специальной оценки условий труда
4. Комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее – комиссия) формируется из числа представителей работодателя2, представителей выборного органа первичной профсоюзной организации3 или иного представительного органа работников (при наличии).
5. Председатель комиссии информирует капитана (капитанов) судна (судов), на рабочих местах которых планируется проведение специальной оценки условий труда, о графике ее проведения.
IV. Особенности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов
6. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов проводятся в основных рабочих режимах судна с учетом типа и назначения судна, а также необходимости обеспечения безопасности судоходства и лиц, находящихся на судне.
7. В случае невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в основных рабочих режимах судна, комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, может быть принято решение об использовании в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов результатов таких исследований (испытаний) и измерений, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) при проведении ходовых испытаний при приемке судна от судостроительного предприятия (верфи), где оно построено.
При этом использование результатов указанных исследований (испытаний) и измерений не допускается в случае, если в период с даты их проведения до даты начала проведения специальной оценки условий труда на судне проводились работы по замене энергетической установки (главного двигателя, дизель-генераторов), основных механизмов и систем, технологических линий, увеличению грузоподъемности судна (удлинение корпуса судна) или переоборудованию жилых и служебных помещений, способных повлиять на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на членов экипажа.
8. Одноименные рабочие места однотипных судов (одного и того же проекта), построенных на одном судостроительном предприятии (верфи), имеющих одни и те же судовые механизмы и системы, технологическое оборудование, численность членов экипажа (далее – однотипные суда), признаются аналогичными при условии, что такие суда не являются однотипными судами различной модификации.
9. По решению комиссии специальная оценка условий труда проводится:
а) у работодателя, имеющего от 2 до 5 однотипных судов одной модификации – на одном из таких однотипных судов;
б) у работодателя, имеющего более 5 однотипных судов одной модификации – на 20 % от общего количества таких однотипных судов, но не менее чем на 2 судах.
10. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся в помещениях и на палубах, где членами экипажа осуществляются работы повышенной опасности, представляющие угрозу жизни и здоровью экспертов и иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда.
11. При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на судах, обеспечивающих перевозку грузов, в обязательном порядке учитываются свойства перевозимого такими судами груза.
IV. Особенности отнесения условий труда к классу (подклассу) условий труда
12. Отнесение условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда при воздействии общей вибрации осуществляется в соответствии с приложением к настоящим Особенностям.
V. Особенности проведения внеплановой специальной оценки
условий труда
13. Дополнительным основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда на рабочих местах является проведение капитального ремонта (реновации) судна, связанного с увеличением грузоподъемности судна, заменой главной судовой энергетической установки, а также иных механизмов, влияющих на изменение уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Приложение
к Особенностям проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов
от ____________ ____ г. № _____
Отнесение условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов4 по классу (подклассу) условий труда при воздействии общей вибрации
Наименование показателя, |
Класс (подкласс) условий труда |
|||||
допустимый |
вредный |
опасный |
||||
2 |
3.1 |
3.2 |
3.3 |
3.4 |
4 |
|
Вибрация общая, эквивалентный корректированный уровень виброускорения, дБ, Z |
≤ 97 |
> 97-103 |
> 103-109 |
> 109-115 |
> 115-121 |
> 121 |
Вибрация общая, эквивалентный корректированный уровень виброускорения, дБ, X, Y |
≤ 94 |
> 94-100 |
> 100-106 |
> 106-112 |
> 112-118 |
> 118 |
1 Утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2014 г. № 31689).
2 В качестве представителей работодателя в комиссию в обязательном порядке включается сотрудник службы охраны труда или специалист по охране труда (при наличии), а также могут быть включены капитан-наставник, механик-наставник, специалист службы кадров, члены экипажа.
3 В качестве представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в комиссию могут быть включены технический инспектор труда, член судового комитета по охране труда, члены экипажа.
4 За исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения.